![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|
О разрушении Николо-Гостунского собора
в селе Николо-Гастунь |
![]() |
|||||||||
К своему великому стыду, четверть века своей жизни я никак не интересовался историей собора в своем родном селе Николо-Гастуни (бывш. до 1917 г. - Николо-Гостуни, предп. до сер. XVI в. - Гостуни). Я настолько привык к нему и считал его чем-то обыденным - как речка и лес, как крутогор, глубокий овраг с колодцем и поля пшеницы, ржи и кукурузы. Так и эта церковь, поросшая со всех сторон бурьяном, была для меня неотъемлемым объектом моего детства и юности, но не блестела той жемчужиной, которой на самом деле являлась. И только в 2001 году, когда я вплотную начал интересоваться историей родного края, я обратил внимание на то, что этот собор является старейшим каменным храмом в Тульской области и что, по преданию, построил его Иоанн Васильевич Грозный на месте бывшей деревянной церкви. Этот собор имеет большую ценность и богатую историю. Вблизи него была обретена чудотворная икона Святителя Николая Мирликийского, названная впоследствии по месту обретения "Гостунской". На Белевской земле она сыграла значительную роль в христианизации вятичей - одними из последних славянских племен, принявших христианство, была реликвией белевских удельных князей. Слава о ней распространилась так широко, что вскоре по вступлении на престол, великий князь московский и государь всея Руси Василий III повелел заложить в Московском кремле каменную церковь Николая Гостунского. По свидетельству летописи в 1506 году "постави князь великий Василий Иванович в ту церковь икону святого и великого чудотворца Николая Гостунского, которая принесена с Гостунки речки и украсив ю камением драгим, от нея же много исцеления тогда быша, и бывают доныне с верою приходящим". Заботу о Никольском кремлевском соборе и его храмовой иконе проявлял и сын Василия III - первый русский царь Иван Васильевич Грозный. Вскоре после взятия Казани в 1555 году храм был расписан и украшен. Первопечатник Иван Федоров в этом соборе служил дьяконом. В дореволюционной России, особенно в XVI-XVII вв., икона Николы Гостунского была едва ли не второй после Владимирской Божией Матери, главной православной святыней русского народа, пользовавшейся огромным богомольным почетом. Предание гласит, что император Петр Великий, отправляясь в очередной поход, всегда посещал храм сей и молился перед иконой Николы Гостунского. В 1816 г. при императоре Александре I Никольский собор в Кремле, как обветшавший и по бедности архитектуры был разобран, а вся утварь, иконостас и храмовая икона были перенесены в новоустроенный собор в Успенской части колокольни Ивана Великого. В новом соборе икона Николы Гостунского находилась до его закрытия в 1918 г., а затем попала в запасники музеев Московского кремля. Этот образ прославился еще при великом князе Василии II Темном. Сохранилось предание, что хан Улу-Мухаммед изгнанный из Золотой Орды, заключил с Василием II договор, чтобы жить им мирно, пока хан не соберется с силами и не вернется на врага своего. И отведены ему были в кормление Белевские места. В поруки был избран ими святитель Николай. Но князь Василий Васильевич, вопреки условию, направил на Улу-Мухаммеда огромное войско с тем, чтобы его выгнать из Белева. Хан обратился к Св. иконе Николая Чудотворца в селе Гостуни: "Муж праведный и святый, ты ведь был порукой нашему договору и нашим клятвам! Видишь сам мою правду; так будь же мне защитником и помощником". Крепкое верование магометанина оправдалось на самом деле. Против малочисленной 3-х тысячной татарской рати не устояло многочисленное 40 тысячное полчище московитян и обратилось в бегство. Сельский Николо-Гостунский собор не был обделен вниманием русских царей и цариц. В нем находилось немало древних реликвий, в частности: А) Местная храмовая знаменоносная икона, писаная на липовой доске древним греческим пошибом, на которую жители села Гостуни, по взятии в Москву их родной святыни, перенесли чествование Святителя Николая. Икона эта носила на себе признаки глубокой древности, а письмо лучше Московской. На иконе была сребро-позлащенная чеканная риза с травами. Надпись в клейме: "Сделана сия риза 1769 года месяца генваря в Белевской уезд, в Собор Николая Чудотворца Гостунского, при Протопопе Алексеи Андрееве"; весом серебра 20 фунтов, 32 золотника; венец с короною низан жемчугом средним и мелким по фольге и убран простыми разноцветными камушками. На полях, по сторонам, изображены вверху Спаситель и Божия Матерь, ниже Богоотцы Иоаким и Анна. Б) Икона Святителя Николая Чудотворца, писаная на липовой доске длиною 10, шириною 7,5 вершков, старого русского письма. По преданию, она была походной иконою царя и великого князя Ивана Васильевича Грозного, и пожалована им в сию церковь в память победы, одержанной над литовцами. На полях иконы изображены, на правой стороне: Святители Василий Великий и Григорий Богослов; на левой: Иоанн Предтеча и Иоанн Златоуст; вверху: Апостол Петр, Великомученник Георгий, Пресвятая Троица, Великомученник Дмитрий, Апостол Павел; внизу: Великомученник Никита, Мученник Мина, Апостол Иаков, Преподобномученнница Евдокия, Святитель Кирилл Александрийский, Святитель Леонтий и Св. Андроник. Икона обложена сребро-позолоченным окладом, закрывающим лишь поля между изображениями. На створцах (дверцах), которые, судя по письму, приделаны позже, изображены некоторые черты из жития Святителя Николая и пять святых лиц: Благоверные князья Борис и Глеб, Св. Мученица Мария, Св. Мученик Федор, Св. Федор Стратилат и Преподобная Ксения. В) Крест напрестольный осьмиконечный русского дела, из липового дерева, обложенный серебром; лицевая сторона вызолочена; к ней прикреплено серебряное, литое с позолотою распятие; вверху его нерукотворный образ и два херувима литые, обращенные к распятию; по сторонам распятия предстоящие Божия Матерь и Иоанн Богослов, а внизу Святитель и Чудотворец Николай. На концах креста вделаны в гнездах семь разноцветных камней; как лицевая, так и задняя сторона исписаны, первая рельефными, а вторая резными в глубь славянскими надписями, заключающими в себе разные тропари и церковные песни в похвалу честному и животворящему Кресту Господню. В конце надписи, с задней стороны, находятся слова, означающие время построения сего креста: "Сие древо, честный крест, сделан лета 7070 (1562) года мая в 1 день, при царе государе великом князе Иоанне Васильевиче всея России, при Владимирском, при Московском, и Новогородском, и Псковском, Тверском, и Смоленском, и Югорском, и Болгарском, и при благоверных царевичах князе Иване и Федоре, и при благоверных князьях Георгии и Владимире, при преосвященном архиепископе митрополите Макарии Московском и всея России, и Тимофее Сарском и Подонском, и позволением и замышлением священных иереев Святаго Николы Гостунского попа Афонасия Петровича и попа Филимона и дьякона…" Г) Колокол, посланный в церковь Николая Чудотворца Белевскаго уезда царицей Евдокией Лукьяновной в 1637 г. 3 марта ценой в 89 рублей. Д) Сосуды служебные серебряные, местами позлащенные, весом в 2 фунта; на поддоне надпись: "Повелением благоверныя государыни царицы великой княгини Евдокии Лукьяновны сделаны сии сосуды; дала по дщери благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне в Белевский уезд, к церкви Чудотворца Николая Гостунского, лета 7150 (1642 г.)". Е) Ковш для теплоты серебряный, внутри позолоченный, весом в 56 золотников; на нем надпись по краям: "Повелением великого государя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца, сделана сия чарка в соборную церковь Николая Чудотворца Гостунского, что в Белевском уезде, в лето 7177 (1669 г.) сентября в 1 день". Ж) Евангелие напрестольное листовое, московской печати 1681 года. Верхняя доска обложена вся сребро-позолоченным окладом. На средине укреплено сребро-позолоченное изображение Воскресения Христова, а по углам евангелисты с их символическими знаками. На задней доске наугольники сребро-позолоченые. Застежки литые с изображением херувимов. Кругом доски сделана резными словами следующая надпись: "Лета 7193 года (1685) генваря в 28 день, при державе великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, и при святейшем Иоакиме патриархе Московском и всея России, и преосвященном Варсонофии митрополите Сарском и Подонском, построено сие Евангелие в Белевской уезд, в соборную церковь Николая Чудотворца Гостунского, из мелких мирских прикладов, тоя ж соборныя церкви от Чудотворного образа Николая Чудотворца; а строил сие Евангелие николаевский протопоп Иоанн Федоров с братиею, по благословению преосвященного Варсонофия митрополита Сарского и Подонского". З) Три старых антиминса с следующими надписями: 1) "Освятится олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви лета 7177 (1669), месяца мая в 4-й день, при благоверном государе царе и великом князе Алексеи Михайловиче всей Великия и Малыя и Белыя России, и при великом господине святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея России, и при митрополите Павле Сарском и Подонском". 2) "Освятится олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви лета 7178 (1670), месяца ноемврия в 14-й день, при благоверном государе царе и великом князе Алексеи Михайловиче всей Великия и Малыя и Белыя России, и при великом господине святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея России, и при митрополите Павле Сарском и Подонском". 3) "Сей антиминс, си есть трапеза священная на приношение бескровныя жертвы в Божественной литургии, освятится благодатию пресвятого и животворящего Духа, сего ради иметь власть священнодействовали во храме Николая Чудотворца, повелением благочестивейшия, самодержавнейшия, великия государыни нашей императрицы Елизаветы Петровны всея России и благословением святейшего правитильствующего Синода; священнодействован преосвященным Платоном епископом Сарским и Подонским, лета мироздания 7250, от рождества Христова 1742, индикта (не показано), месяца (не показано) в день (не показано)". И) Синодик XVII столетия в листах, писаный полууставом. К) Иконостас столярной работы XVIII столетия - по белому полю украшенный позолоченной резьбой. Село Николо-Гостунь до 1764 года принадлежало собору, а затем крестьяне по реформе императрицы Екатерины II стали государственными. Улица, на которой жили мои предки, называется Хохловка. Она начиналась от въезда в село и шла до самых ворот, обозначающих церковную землю, которые в народе назывались "золотыми". Свое название улица Хохловка получила из-за проводившихся на ней ярмарок, на которые приезжали купцы с Украины. Торговые ряды стояли по улице и порой тянулись до самой Оки. Сведения о том, что ярмарки проводились только на церковной земле, где специально для этих целей устраивались балаганы, а купцы были только из Белева и Лихвина, следует признать не полными. Бойкая торговля здесь проходила и по воскресеньям, а не только в дни ярмарок, проходящих традиционно на Николу 9 мая и 6 декабря (старый стиль). Вероятно здесь же были и другие торговые заведения, так посередине улицы, напротив нашего дома располагался кабак. Налево от "золотых" ворот поворачивала самая длинная сельская улица Разбегаевка. За храмом по обе стороны располагались дома священнослужителей. Слева было озерко, в котором били ключи кристально чистой воды, в нем по преданию обретена чудотворная икона Николая, называемая "Гостунской". Далее были другие ворота, от которых шла улица Плакущая до самого сельского кладбища. Мой дед - Беспалов Николай Дмитриевич (1911 г.р.) в малолетстве работал у настоятеля собора Чудотворца Николая протоиерея Никона, помогая ему по хозяйству. У попа был большой яблоневый сад. Однажды, старшие ребята поймали его и заставили было наворовать для них яблок. Они переправили его через забор, рассчитывая на то, что его нахождение в саду не вызовет ни у кого подозрения. Но яблок он воровать не стал, а прошел через внутренний двор, поскольку хорошо знал его расположение и вышел с другой стороны. Когда он дошел до своего дома, весть о "воровстве яблок" уже разлетелась по округе. Его дед Николай Нестерович схватил его прямо посреди Хохловки и стал пороть. Благо на ту беду поспешил отец Никон, он сказал, что все видел, что маленький Николай яблок не воровал и остановил порку. После октябрьской революции 1917 г. церковная жизнь в Никольском соборе с.Николо-Гастунь просуществовала не долго. Советская власть в 1930-х гг. приспособила здание под клуб с танцевальным залом. Одно из помещений предела храма было переделано под кинозал. В великую отечественную войну немецкие оккупанты были здесь лишь однажды. В 1941 г. они оставили в селе своего старосту и больше не возвращались, собор ими затронут не был. Потом в нем располагался цех и склад газовых баллонов. Но поскольку здание церкви до конца 80-х гг. XX в. эксплуатировалось и было закрыто от разорения, ее стены и кровля стойко пережили суровые времена безверия и духовного запустения. Начиная с 1960-х годов, из сел начали уезжать крестьяне. Они потянулись в город, убегая от тяжелой крестьянской жизни, где могли найти себе достойный заработок. Так древнее село с его богатой историей обмелело. На моей памяти в храме отпевали покойных села Никого-Гастуни и окрестных деревень. По детской наивности мне казалось странным, что во времена советской власти, когда официально верующих людей не было, находился пономарь, псалтирь и все необходимые обряды совершались в соответствии с церковными правилами. Формально собор Николая Гостунского не забыт федеральным центром и внесен в "Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения", который утвержден соответствующим Указом Президента РФ от 20.02.1995г., №176. На древнюю историю храма обратили внимание московские дельцы г-н Р.С. и г-жа А.А-К. В 2001-2002 гг., войдя в доверие владыки Тульской епархии Кирилла и старца Оптиной пустыни Илии, они получили благословение на спасение и восстановление Николо-Гостунского собора. Их благовидный предлог заслуживал всяческого уважения. Были провозглашены первоочередные цели их работы - это консервация собора на первом этапе, выпуск в рекламных целях специальной брошюры, создание фонда для восстановления храма и последующая его реставрация. В апреле 2002 г., не имея никаких официальных разрешений на проведение реставрационных работ, Р.С. организовал замену части кровли, были построены леса вокруг церкви и ее приделов. Это работу искусно сделали местные умельцы. Через две недели, когда храм был освящен, все работы были полностью прекращены. Далее, под предлогом проведения выставки и сбора денег на дальнейшую реставрацию, с куполов были сняты кресты и вывезены в Москву. С 5 по 23 мая 2002 г. в Государственном музее архитектуры (г.Москва, ул.Воздвиженка, д.5) прошла выставка "Два Николо-Гостунских собора. Московский Кремль и Белевский уезд". Одними из центральных экспонатов выставки были кресты, Николо-Гостунского храма. Был открыт "Фонд восстановления храма св. Николая в селе Николо-Гастунь". В течение всего лета 2002 г. никаких работ по реставрации храма не проводилось. Все это время в соборе по инициативе г-на Р.С. группой лиц совершались молитвы, проводимые без присутствия священнослужителей. А в октябре 2002 г., ночью Никольский собор с диким ревом полностью рухнул. От него осталась только колокольня, часть стены придела и одна стена с висящими двумя куполами, готовая обрушиться в любой момент. В Уголовном Кодексе РФ за "уничтожение или повреждение памятников истории и культуры" статьей 243 предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Законодательство относит данное деяние к разряду преступлений, направленных против здоровья населения и общественной нравственности. По факту обрушения была проведена прокурорская проверка, но уголовного дела возбуждено не было, т.к. для установления причин разрушения необходимо провести дорогостоящую судебную экспертизу, на которую нет денег. Кресты были возвращены в Белев и сложены в складском помещении Белевского краеведческого музея, т.к. место, на котором они находились, разрушено. Но "энтузиазм" не понес ни морального, ни материального урона. Сразу на нескольких интернет-сайтах, а так же в печатных изданиях появились оправдательные статьи в пользу этих косвенных разрушителей храма. В соответствии с ними они занимались его спасением, видя его близкий конец (который ими предрекался еще в начале работ), но не успели. Таким образом, читатели смогли оценить их "бескорыстный вклад" в восстановление духовности в России и уверовать в их "благочестивый подвиг". Однако практика показала, что на нездоровых амбициях духовность не восстановить. До сих пор остается загадкой, какая же цель преследовалась ими и только Бог им теперь единственный судья. Во-истину, неисповедимы пути господни, ибо Богу не было угодно, чтобы его храм оскверняли богохульники сомнительными коммерческими проектами. Остаемся с верою, что особо почитаемый на Руси Святитель Николай, известный своими чудесами и праведной помощью не только христианам, но и иноверцам, не оставит без своего внимания этого события, справедливо определит виновных и обережет от той же участи другие святыни христиан. Имена этих дельцов здесь не называются только потому, чтобы не дать им возможность прославиться, как это сделал Герострат, который ради своей славы сжег одно из семи чудес света - храм Артемиды в Эфесе, ничем больше не запомнился, но имя его внесено в энциклопедии. Когда я узнал, что собора больше не стало, я испытал шок. Осознание
потери культурной ценности пришло потом, но первое ощущение было таким,
как будто рухнул мой дом. Я так привык видеть эту церковь, что даже
никогда не пытался ее запечатлеть на фото, редко кто фотографирует свою
улицу. Снимки, которые я помещаю здесь, сделали люди, которых я знаю
только по переписке - это Р.Семенов и В.Ипполитов, узнавшие об этом
несчастье и приславшие эти фото по электронной почте.
Внимание читателей этой статьи следует особенно обратить на то, что с 2002 по текущий 2004 год на канале ГТРК "Тула" периодически выходит передача о "благодетелях" и "возградителях" Николо-Гостунского собора. В ней содержится призыв делать пожертвования на реставрацию храма в специально организованный фонд. Автору статьи не известно, поступают ли туда какие-либо средства, но я хочу предостеречь от этого бескорыстных жертвователей на святое дело, т.к. по прямому назначению эти средства не расходуются. За последние годы я нашел и тут же потерял частицу самого себя. Разрушение
величественного сооружения, к которому прикипела душа и которое считаешь
родным, можно сравнить разве что с потерей члена своего тела. Теперь
я хорошо понимаю, что далеко не у всех людей есть речка и лес и дом,
в котором столетиями жили его предки, тем более не у каждого есть свой
храм. И далеко не все понимают, что, обретя все это богатство, его надо
беречь! |
![]() |
||
![]() |