Чудотворная икона Николая Гостунского
|
Муромский историко-художественном музей. Название: "Святитель
Николай Чудотворец (Никола Гостунский), с житием"; Инв. № М-5198.
Спец. № 105. Конец XVI - начало XVII века. Икона происходит из собора
Троицкого монастыря в Муроме, поступила в музей 10 февраля 1930 года. Увеличенное изображение иконы можно скачать здесь (380 Kb). Поступила в музей в драгоценном уборе, который впоследствии был разрознен: шитую ризу списали, венец с камнями сняли и стали хранить отдельно. Реставрирована в 1993-1996 годах в ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря Е.И.Бучило, руководитель работ Н.В.Дунаева. После реставрации 1993-1996 годов детали оклада были сняты и смонтированы на специальной доске. В настоящее время серебряная басма оставлена лишь на полях иконы. Реставрация муромской иконы стала настоящей сенсацией. При снятии басемного оклада, раскрытии авторской живописи и именующей надписи оказалось, что это произведение редкой иконографии, восходящее к древней святыне – чудотворной иконе Николы, явленной в селе Гостуни предположительно в XIV – начале XV вв. Икона написана на доске классических пропорций, размер 124 х 98,9 см., дерево, левкас, паволока, темпера; серебро, басма, золочение. Средник композиционно уменьшен по отношению к клеймам и отделен от них узкой орнаментальной рамкой. Образ Николы отличается редкой иконографией. Он не похож на традиционные изображения святого. Узкий вытянутый лик, с аскетическими чертами, по-видимому, восходит к древнему прототипу. Святитель изображен в «кресчатой» фелони. Вверху средника в кругах даны полуфигуры Иисуса Христа и Богоматери с лучами золотого ассиста. Именующая надпись «ОАГИОС НИКОЛАЕ ГОСТУНСКИЙ» выполнена листовым золотом. Вокруг средника расположено шестнадцать клейм с традиционным набором сцен жития святого Николы с плохо различимыми надписями:
Два других списка более раннего времени хранятся в музее "Московский Кремль" (середина XVI в. под записью XVIII в., инв. № Ж-332) и музее-заповеднике "Ростовский кремль" (третья четверть XVI в., инв. № И-929). Они имеют меньшие размеры: высота кремлевской - 110 см, а ростовской - 102,7. Количество и состав клейм во всех трех случаях совпадают (это традиционный житийный цикл Николая Чудотворца), но в муромской иконе порядок их размещения и иконография заметно отличаются. Средник иконы композиционно уменьшен по отношению к клеймам и отделен от них узкой орнаментальной рамкой. Вверху, в кругах, располагаются полуфигуры Христа и Богоматери с лучами золотого ассиста. Все три списка восходят к древнему чудотворному образу, явившемуся в селе Гостуни на речке Гостунке (притоке Оки). "Явленный" образ стал храмовым в каменной церкви Николы Гостунского в Кремле, которая была построена в 1506 году по повелению Василия III для чудотворной иконы. Аскетичный и суровый облик святого на муромской иконе кажется очень архаичным и, в отличие от ростовского образа Николы Гостунского, повторяет какой-то древний прототип. Его отличают необычно вытянутый, симметричный овал лика, длинный тонкий нос, неподвижный взор крупных глаз, высоко поднятые дуги бровей, лоб с глубокими морщинами. Свободно построенные композиции шестнадцати крупных клейм, видимо, заимствованы из другого источника, хотя можно отметить некоторое сходство характерных черт святителя в среднике и в житийных сценах. Вероятно, иконография клейм может восходить к прототипу XVI века, о чем свидетельствуют и архитектурные мотивы, и расположение фигур внутри каждого клейма. В колорите иконы преобладают теплые охристые тона, которые использованы не только в личном письме, но и на нимбах, фоне средника и клейм. Отсутствие золота на фонах и нимбах (при том, что оно использовалось при написании орнаментов и одежд), вероятно, объясняется изначальным намерением украсить икону басменными накладками и венчиками не только в среднике, но и в клеймах. Тем не менее, серебром был украшен только средник. Голову святителя обрамлял серебряный позолоченный венец с камнями. История почитания образа Николы Гостунского и стиль муромского списка указывают на его московское происхождение. "Все церковное строение" Троицкого собора и в том числе иконы, было устроено тщанием "торговых муромских людей Бориса, Семенова сына Цветнова, да сына его гостиной сотни Богдана" (Писцовая книга, 1857 г.). Известно, что Тарасий (Богдан) Борисович Цветнов уже в 1620-е годы состоял в "московской сотне" и жил "на два дома" - в Муроме и в Москве, где он мог заказать список чудотворного образа. Серебряные украшения, возможно, исполнили местные серебряники, которые упоминаются в источниках второй половины XVI и первой трети XVII века. Описания муромской Троицкой церкви XVII века не позволяют безоговорочно
утверждать, что в них упоминается именно этот образ святителя Николая.
Тем не менее, вероятно, что в первой четверти XVII века икона находилась
в местном ряду иконостаса деревянной Троицкой церкви, а после основания
на ее месте девичьего монастыря была перенесена в каменный Троицкий
собор, где также помещалась в местном ряду. В XIX веке образ располагался
за правым клиросом в резном киоте. Во всех источниках и дореволюционной
литературе он упоминается без наименования "Гостунский". По материалам О.А.Суховой (Муром)
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Название: "Николай Чудотворец в житии" (Гостунский); Инв. № Ж-332. Икона происходит из церкви Николая Гостунского Московского Кремля, поступила в музей в 1924 году. Увеличенное изображение иконы можно скачать здесь (733 Kb). Икона "Николай Чудотворец в житии", с поясным изображением Николая Чудотворца в темно-коричневой мантии с закрытым евангелием в левой руке; вокруг в шестнадцати клеймах сцены жития Николая Чудотворца. В среднке иконы поясное изображение Николая Чудотворца. Святой держит в левой руке закрытое евангелие в темном окладе, украшенное золотым ассистом и живописью, имитирующей драгоценные камни. Чудотворец в темно-коричневой мантии с золотой каймой у ворота, виднеющийся рукав хитона темно-синий с охряными поручами и росписью под драгоценные камни и жемчуг, омофор белый с золотыми крестами на плечах и груди. Вохрение - плавями темной охрой по зеленовато-оливковому санкирю с белильными оживками. Нимб очерчен темной линией. Вверху, в углах средника в медальонах - поясные изображения Спаса и Богоматери. В клеймах - слева направо - представлены события из жизни Николая Чудотсвоца:
Фигуры укороченных пропорций. В колорите иконы преобладают темно-киноварные, темно-коричневые, белые, зеленые, синие цвета разных оттенков. Фон - коричнево-охристый. Опушь красно-коричневая. Надписи в среднике и в клеймах с обозначением имени святого и названием клейм - черные. Доска с двойным ковчегом. Тыльная сторона иконы имеет две врезные встречные глубоко посаженные шпонки и четыре новых "карасика". Сверху и снизу икона нарощена деревянными планками. Икона реставрировалась: в клеймах на полях раскрыта живопись XVI века, средник под записью XIX века. По всей поверхности многочисленные затонированные чинки левкаса. По стыку досок заделанная трещина. Справа сквозная трещина, доходящая до средника. Небольшая трещина с осыпями красочного слоя в левом верхнем углу. Тонировки. Потертость красочного слоя. Деформация доски. По торцам доска нарощена деревянными планками. По материалам музея-заповедника На основании проведенного сравнительного анализа, Е.В.Цапаева (ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря) сделала вывод о поразительном сходстве средника муромского списка иконы конца XVI в. со средником московского образа под записью XIX в. Действительно, наложение средников этих икон полностью подтверждает это наблюдение:
При поновлении икон часто старый образ записывали новым, не похожим или отдаленно похожим на предыдущий. При написании списков икон - тем более, список скорее всего мог не являться копией оригинала. Здесь мы видим обратную картину. Муромский список конца XVI - начала XVII вв. во многом "повторяет" контуры московского образа XIX в. Это означает, что муромский список - это очень точная копия иконы, а московский образ во все времена имел высокую ценность и поэтому при поновлении не записывался, а искусстно прописывался. На основании этого вполне оправдано предположение, что московская икона - это подлинник иконы Святителя Николая (предположительно, первой трети XV в.), принесенной в 1503 г. с речки Гостунки, а не является его поздним списком (например, XVI в.). В то же время, в муромском списке мы видим древнейший образ иконы, который нам может быть доступен на сегодняшний день. Ростовский список иконы не является копией оригинала, что сразу бросается в глаза. Однако как список с оригинала он так же именуется Гостунским, так как олицетворяет собой Гостунский образ Николая Мирликийского. Примечание РБ
Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль". Название:
"Святитель Николай Чудотворец (Никола Гостунский) с житием".
Инв. № И-929. Третья четверть XVI века. Дерево, темпера; 102,7 х 77.
Происходит из Никольского придела церкви Покрова Богоматери в Ростове,
где была храмовым образом. Поступила в музей в 1929 году. Реставрирована
в 1972 году в ВХНРЦ М.К.Ефимовым. Увеличенное изображение иконы можно скачать здесь (675 Kb). Икона является списком с чудотворного образа "Николы Гостунского", который, по преданию, явился в конце XV века на речке Гостунке и в 1503 году был перенесен в Москву по повелению великого князя Ивана III. Иконография средника в целом традиционна: святитель Николай изображен чуть ниже пояса, благословляющим, с Евангелием в левой руке. Он облачен в фелонь темно-вишневого цвета с синими моделировками и голубыми пробелами и желтый омофор. Его длинный конец лежит петлеобразной складкой на сгибе левой руки святого и заходит под Евангелие с красным обрезом и серебряным окладом, которое он прижимает к себе. В той же руке святитель держит ярко-красный плат, имеющий, вероятно, литургический смысл. Эта деталь, необычная для иконографии подобного типа, часто встречается в изображениях "Николы Зарайского". Нимб святого, вероятно, имитирует серебряный венец на чудотворной Гостунской иконе, украшенный драгоценными камнями и эмалями. По сторонам от полуфигуры святителя - золотая надпись вязью: "О[а] г[иос] Николае Го(с)тоунски чюдотворсц". В верхней части средника, в синих облаках, представлены полуфигуры Христа и Богоматери. Они вручают святому Евангелие и омофор - главные знаки святительского сана. Одной из редких деталей иконографии является изображение как бы собранного в узел омофора в руке у Богоматери. Центральную часть иконы окружают шестнадцать житийных клейм:
Состав житийного цикла иконы традиционен. Он открывается немногочисленными сценами детства святого (№ 1, 2) и принятия им степеней духовного посвящения (№ 3, 4). Большая часть клейм посвящена чудесам, которые были совершены святителем. Это изгнания бесов (№ 5-7), избавления неправедно осужденных из темницы и от казни (№ 8-10), а также покровительство в разных несчастьях праведникам, призывавшим в молитвах имя святого Николая (№ 11-14). Цикл завершается изображением преставления святителя (№ 15) и перенесения его мощей из Мир Ликийских в город Бари (№ 16). В целом, помимо изображения литургического плата в руке у святителя и необычного рисунка омофора, который держит Богоматерь, какие-либо яркие особенности в иконографии "Николы Гостунского" отсутствуют. Характерные для ростовского памятника композиция средника и состав житийного цикла из 16 клейм повторяются и в других сохранившихся списках чудотворного образа - например, на иконе из Московского Кремля (инв. № Ж-332) середины XVI столетия, находящейся под неудаленной полностью записью XVIII века, и на иконе XVII века из коллекции Муромского музея. Вероятно, в подражание драгоценной "сребропозлащенной ризе" с "камением драгим", украшавшей Гостунскую икону со времени перенесения в Москву, и в память о совершенных исцелениях списки чудотворного образа также имели оклады (на ростовской иконе об этом свидетельствуют остатки гвоздей). Монументальность центрального образа святителя при тщательной выписанности второстепенных деталей; несколько сумрачный колорит, в котором коричневые и темно-зеленые цвета сочетаются с чуть приглушенными охрами и красным цветом; плотное, сплавленное письмо - позволяют датировать памятник третьей четвертью XVI века. Личное в среднике выполнено желтоватыми плавями холодного оттенка по теплому коричневому санкирю, в то время как обычно в верхних слоях живописи ликов использовались цвета более теплого тона, чем санкирь. Этот редкий прием иногда использовался мастерами времени Ивана Грозного. В живописи клейм еще более заметна детализация изображений: одежды действующих лиц (особенно вишневые) моделированы мелкими голубоватыми пробелами, горки расчленены дробными, уступчатыми лещадками, архитектура украшена геометрическими орнаментами. В некоторых сценах конкретизация подробностей касается и второстепенных персонажей: бесы написаны с высунутыми красными языками, а собаки - с зубами (клейма № 5, 13). Икона Николы Гостунского была храмовым образом Никольского придела ростовской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Эта кирпичная церковь была построена в 1795 году на месте двух стоявших рядом деревянных храмов - Покровского и Никольского. Известно, что они дважды горели и вновь восстанавливались. Церковь во имя святителя Николая впервые упоминается в Переписных книгах 1619 года. Однако, поскольку в начале XVII века Ростов пережил польско-литовское разорение и храмов в эти годы не строили, ее сооружение следует отнести к XVI столетию. Предполагаемая датировка храмовой иконы может указывать и на время возведения церкви. В средневековой Руси воздавание чести иконам-спискам приравнивалось к почитанию самого прославленного образа. Сооружение в Московском Кремле храма для чудотворной Гостунской иконы могло стать образцом для подражания в Ростове. Не исключено, что Никольский храм был построен здесь специально для ее списка. Появление этого списка в Ростове могло быть связано с самим Иваном Грозным или с каким-то лицом из его ближайшего окружения. Украшение собора в честь Николы Гостунского в Московском Кремле и его повторное освящение было осуществлено в 1555 году, после возвращения царя из Казанского похода. Вероятно, эти события были связаны с чудом исцеления от иконы во время церковного Собора 1553 года (см. вступ. статью), которое вызвало новый подъем ее почитания. Кроме того, известно, что после победы над Казанским ханством царь Иван IV осыпал Ростов особыми милостями. На царские вклады, данные в благодарность за заступнические молитвы ростовских чудотворцев во время похода, были построены и украшены многие местные храмы. Вероятно, именно в этот период, в 1560-е годы или несколько позже, здесь и мог появиться список с иконы "Николы Гостунского". В.И.Вахрина (Ростов) |