Народные предания о колдовстве и знахарстве
|
И сейчас среди населения сельской местности, особенно у пожилых людей, по-прежнему сильны убеждения и вера в колдовство и колдунов. Об этом они рассказывают как о чем-то само собой разумеющемся. Даже когда рассказчики отрицают существование нечистой силы, они вполне спокойно признают факт существования колдунов. Эти убеждения основаны не под воздействием современной моды на паранормальные явления. Эти верования идут из древности и всегда составляли неотъемлемую часть жизни поселян. Так жили их деды и бабки и, вероятно, многим поверьям, дошедшим до нас, по несколько веков. К сожалению, в ходе сбора информации появляется со стороны опрашиваемых рад препятствий психологического характера. Поскольку в современном обществе получили распространение всякого рода мошенничества, в селе, чужой человек, задающий вопросы воспринимается с опаской. Иногда наблюдается и такая реакция: молодой человек, задающий вопросы ассоциируется у пожилого населения как сотрудник внутренних органов - ФСБ, КГБ или даже НКВД. В собранных материалах подобный случай зафиксирован, но здесь его неуместно приводить. Именно по этой причине в указании авторства рассказчиков нередко встречается определение "пожелал(а) остаться неизвестной". Хотя, следует признать, что некоторые довольно охотно идут на сотрудничество, рассказывают все, что знают сами и активно привлекают к разговору односельчан. Всего рассказов и поверий по теме колдовства собрано около двадцати из восьми селений, включая город Белев. К сожалению, материалы о колдовстве заимствованы со слов простых людей. Непосредственно с колдунами поговорить так и не удалось, хотя они могли быть и не такими словоохотливыми как их односельчане. Две встречи удалось провести с пожилыми женщинами, практикующими лечение заговорами. В Белевском крае присутствуют, или только сохранились до наших дней, представления о последнем способе. Общую картину характеризуют слова: "Говорили... были. Колдуны были и будут, они по потомству идут,.. так оно и идет, потомство-то это скрытое". Так или примерно так отвечают старые люди на поставленный вопрос. Это очень интересная тема, она практически неисчерпаема. Предания о колдовстве составляют один из пластов устного народного творчества и мы можем обратиться к этим преданиям, которые записаны на территории Белевского района. В других регионах Центральной России ученым этнографам удалось зафиксировать разделение колдунов на категории отличающихся по происхождению. Колдуном можно родится (тогда у него есть хвост), можно стать колдуном, заключив договор с нечистой силой, и можно получить колдовскую силу от старого или умирающего колдуна. Зафиксированный рассказ содержит классическое повествование об умирающей колдунье и ее наивной жертве: "Умирала одна колдунья, а ей надо колдовство передать. И говорит маленькой племяннице: "Подойди, дай руку". А к ней никто не подходил - боялись. Но девочка подошла и протянула руку. Колдунья взяла ее в свою ладонь и умерла спокойно. После этого девочка, ночью, стала ложиться спать, а ей кто-то в глаза ткает. Не может она заснуть. Стала она худеть и сохнуть. А никто не знает почему. У нее спросили, она рассказала, что кто-то ткает ей в глаза, как только она их закроет. А это черти были. Отвели девочку к старухе, та что-то сделала, и перестали черти донимать девочку. А то они работы требовали. Наверное, заставила их песок перебирать." Теперь понятно, что является причиной власти колдуна над сверхъестественным. И следующая история покажет нам, что даже опытный взрослый колдун иногда не в силах удержать в подчинении своих чертей. Этот рассказ так же имеет аналогии с уже зафиксированными этнографами материалами: "Жила красивая девушка, а мать была колдунья. И как за кого дочь выйдет - зять умирает. Один раз умер, другой зять умер. И тогда мать говорит: "Заприте меня в амбаре". Вот приехали, стали свадьбу играть. Говорят: "Как же без матери, надо позвать". Открыли амбар, а мать разорватая. Ее черти разорвали. Она им работы не давала. Решила сама погибнуть, чтоб дочь жила." Не менее страшные вещи происходят с колдуньями, если они умирают, не передав своей силы. С красочными подробностями описывается смерть колдуньи происшедшая в городской больнице. Записано по рассказу очевидца: "Бабка в больнице умирала - колдунья. Ей надо было передать, а никого не было. Она бесилась страшно, кричала, язык до груди вывалился - ее черти мучили. Она кричала: "Возьмите, возьмите!!!", потом - "Дайте веник, дайте веник", ей надо было чертей на венике в воду спустить, как-то они это делали. Но никто к ней не подошел, так и умерла в мучениях." Теперь обратимся к вопросу о функциях колдовства. Как использовалось и вообще, для каких целей люди практиковали колдовство. Имеющиеся данные по Белевскому краю позволяют говорить, что цели у колдунов белевских аналогичны всем другим в Центральной России. Основных направлений два - личное обогащение и физический и материальный вред людям. Причем, что любопытно, первое направление отнюдь не является преобладающим, и всегда связано с вредительством односельчанам. Речь идет о своеобразном воровстве: "Жили мои отец с матерью, коровы во дворе - вода на столе (не было молока - прим. авт.). Соседи рассказывали: "Сидим мы, а у них стоят разные кадушки кастрюльки и молоко течет в эти кадушки." Жили рядом Агаповы, и вот Агаповы колдуны были, они сжирали нас, матерь мою с отцом, а вот за что прям не знаю, и никогда ничо не грубили. Они воровали, они лазили у погреб и все брали и картошку брали. Залазили, ну может, таскали эти колдуны… Они собаками делались и кошками." Здесь мы встречаемся с упоминанием оборотничества. Само слово "оборотничество" не используется, хотя оно во многих случаях приписывается колдунам. И, как можно заметить, в данном повествовании способность оборотничества лишь подразумевается, что говорит о твердом убеждении рассказчика. Взглянем на еще один рассказ, аналогии которого встречаются, наверное, не реже чем рассказы о смерти колдуньи, не только в Центральной России, но и в фольклоре Европы: "Однажды хозяин пошел корову доить, пришел, а она уже доена. На следующий раз опять пошел, а она опять уже доена. Решил подкараулить, что случается. Взял вилы и спрятался. Видит, появилась кошка и подошла к корове. Тут он кинул вилы и ногу перебил. Кошка убежала. В соседнем доме сын видит, что мать хромает, спрашивает, что случилось - "Ой сынок ногу поломала я". А сосед видит, что она из дому не выходит и спрашивает сына - почему. Тот объяснил. Тогда пришел сосед к ней и говорит: "Так это ты была? Лучше бы я тебе в голову попал". Колдунья она была." Рассказывают об оборотничестве и, не связывая его непосредственно с воровством. И еще одна любопытная деталь - некоторые колдуны, или в данном случае колдунья-оборотень способна изменять не только облик, но и свою половую принадлежность: "В нашей деревне была одна старуха. Все говорили, что она колдунья. Идут на улице молодежь, еще перед мене, я еще маленькая была, идут молодежь, впереди них огонь расстилается. Вот, говорят, колдунья эта. Мужики табун стерегли и видят, как бежит жеребец здоро-овой у табун. Яво решили поймать. Поймали и подковали. Тогда бригадир приходил, на работу посылал. Приходит к этой бабке в дом, а она на печи лежит - подковами гремит." Это записано от жительницы д.Горбуново, а вот, что удалось найти об оборотничестве непосредственно в самом городе Белеве: "Шла я с парнем вечером. Вдруг, смотрим, на нас бежит какая-то огромная свинья. Я испугалась, парня оттолкнула в сторону и сама бежать. Сама бегу, слышу, как меня парень по имени зовет: "Серафима, Серафима", а я все равно бегу. Потом все-таки остановилась. Когда мы пришли на то место, от свиньи и следа не было. Я потом своей матери рассказала об этом. А она сказала, что там, на ул.Жуковской живет семья и там хозяин колдун. Так вот он или она (видимо хозяйка - прим. авт.) в свинью превращалась." Приведем интереснейший, полусказочный рассказ о ведьмином шабаше у Чертова Дуба, который рос раньше в юго-восточной части Белевского района. Здесь, как и в других историях четко просматривается связь колдуна (колдуньи) с нечистой силой. Записано от жительницы Черногрязки: "В Железнице (деревня на юге Белевского района - прим. авт.) жили мать с сыном. А мать была колдунья, и каждую ночь она куда-то исчезала. Сын решил проследить за ней. И вот, ночью, мать встает и подходит к небольшому шкафчику. Достала мазь, разделась догола и помазала мазью у себя крест на лбу, на груди и в других местах и быстро вылетела в печную трубу. Сын, не долго думая, тоже достал мазь помазал как у матери и тотчас вылетел в трубу. Прилетел он к Чертову дубу (урочище в лесу недалеко от д.Железница - прим. авт.), а вокруг него прыгают колдуны, ведьмы, черти на помелах, на кочергах - кто на чем. Сына увидала мать и, подойдя к нему, сказала: "Ты, что. Если тебя увидят - разорвут на клочья. На, тебе коня, отправляйся домой, пока тебя не заметили". И подвела красивого жеребца, конь весь из себя, силой так и пышет. Сел на него сын и помчался домой. В одну минуту доскакал. Слез с коня и решил его поставить в стойло, но конь встал на дыбы, забил копытами, не подпуская к себе, и неожиданно исчез. Когда утром вернулась мать, сын спросил, что это был за конь, на котором он ездил. И мать ответила: "Ты не на коне ездил, а на черту." Впрочем, оборотничеством способности колдунов не ограничивались. И для нанесения вреда людям они прибегали и к более изощренным методам. Об основном методе наверняка многие слышали - это порча. Само определение "порча", "портить" встретилось лишь однажды. В своей же массе эти болезнетворные вредительские деяния характеризуются глаголом "делают". И так часто применяется в народной лексике это слово, когда речь заходит о колдовстве, что можно даже задуматься - не являются ли слова "сделают", "поделают" специальными терминами относящимися именно к порче. Ведь известно, например, что среди селян Тульской губернии на слово было наложено своеобразное табу и его заменяли на слово "ён" т.е. "он". Хотя, вполне вероятно, в народе просто забылось архаичное слово "порча", так как практически забылись слова "водяной", "леший", "домовой" (наблюдение из практики - прим. авт.). Один из способов нанесения порчи широко известен: "Колдуны могут взять твой след, и ты высыхаешь. Они так коров коней губят." Лучше способы "поделывания" просматриваются на конкретных примерах: "(Марфуше) подружка сделала. Дала семечки, та и взяла, грызет и прям домой пришла, села на завалинке и домой не входит. И давай гавкать и выть по волчиному. Мать идет с работы: "Что с тобой, Мархвуш?". "А ничего". И опять лаять. Мать спросила, не давал ли ей кто чего. А у Нины ("подруги") мать была колдунья. Мать Марфы скорей-скорей бабку такую нашла - вылечила, бабку сильную нашла." Или вот другой рассказ: "Так нам сделали. Колдунья пришла в дом и сует яблочки, я их брать не стала, она их на столе оставила. Я вышла ее провожать, но тут муж с работы пришел и тут же съел два яблока. Съел и стал как чужой. То с работы приходил и всегда чего-то делал, а сейчас придет, сядет у окна и вздыхает, вздыхает. Когда он умирал, меня не было, сестра была, она говорила, когда он умер, из него какой-то серый клубок выскочил и под стол укатился." Как мы видим, в большинстве случаев "заражение" происходит, в основном, через испорченные продукты. Причем отмечается непременная добровольность принятия из рук колдуна. Мы представили, какой вред может быть нанесен телу человека. Однако колдуньи стараются повлиять и на урожайность хлебов. Одно любопытнейшее сообщение удалось зафиксировать совсем недалеко от города: "Бабки рассказывают, вот когда хлеб поспевает, вот рожь поспевает, колдуньи бегают по ржи растрепатые. Как это бабки-то говорили - это они у нас спорость вынимают. Нам надо ее жать вручную, тогда же жали, косили, комбайнов тогда не было. А они у нас спорость отбивают, чтобы мы меньше пожали." На первый взгляд это сообщение ничем особо не выделяется. Но это только на первый взгляд. Во-первых, это очень архаичное утверждение. Поскольку записано оно от женщины примерно семидесяти лет, то ее "бабки", на которых она ссылается, явно родились и пожили в ХIХ в. И, потом, словосочетание "споро работать" - это единственный фразеологизм со словом "споро", сохранившийся до наших дней. Слово "спорить" означало следующее: "СПОРИТЬ - кому, чему чем (от пора), помогать, способствовать и пользить, приносить пользу, или улучшать, удобрять; усиливать, увеличивать; приносить счастье, удачу, идти впрок." (Словарь живого великорусского языка В.И.Даля). Собственно, колдуньи отнимали не желание работать (эту версию рабочие могли придумать для своих бригадиров - прим. авт.), а плодородие полей. И, преследуя противоположную цель, в Оптиной пустыни, что под г.Козельском, преподобный святой монах Амвросий Оптинский написал икону Пресвятой Богородицы, которая так и называется - "Спорительница хлебов", на ней изображена богоматерь в небе с распростертыми руками, а на земле люди убирают богатый урожай хлебов. Таким образом, Пресвятая Богородица и доморощенные колдуньи выступают антиподами, и, вероятно, не случайны мучения колдунов во время смерти. Здесь следует привести следующую историю: "Делали. Придет человек у церкву, ничего-ничего, прям плохо с ним делается, и падает и по-собачьи брешит." Эта история подтверждает последнее замечание. Как видим, сила колдунов была велика. Как же оберегался простой народ от их влияния. Способы были разные, были те, которые можно назвать активными. Об этом рассказывают истории о смелом хозяине, поранившем ведьму-кошку, и не менее удалых пастухах подковавших колдунью-жеребца. К пассивным способам защиты можно отнести совет, который давали в д.Тутово: "во время свадьбы закалывать в подолы венчальных платьев булавки и в пиджак жениха втыкать за отворот." Но все же человек далеко не всегда рисковал вступить в прямое противостояние с колдовством. Для этих целей привлекались другие колдуньи или так называемые "сильные бабки". "Сильные бабки" упоминаются во многих рассказах, но их специализация точно не указывается. По народным преданиям, колдуньи являются, безусловно, злыми и с их вредительством справляются "сильные бабки": "Если бабку не найдут то плохо бывает. Один парень так погиб. Отец зажиточный был, вот его сыну и поделали. Ночью просыпается и бежит, бежит не разбирая дороги. Отец бросался вдогонку на лошади, еле удавалось сына скрутить. Потом парня в психиатрическую лечебницу поместили. Дураки они были, надо было по бабкам ходить. Мать его все-таки походила по бабкам, но видно ему сильная бабка сделала. И не нашли ту кто сможет вылечить. Тут парня подлечили, побыл он дома одно леточко, а потом обратно." Как можно здесь увидеть, спасения искали у бабок, и даже современная медицина не помогла. С другой стороны ведь и злая колдунья тут названа "сильной бабкой". В обрядах встречаются различия. "Бабки", например, для лечения используют воду: "Шла девушка по лесу, и по тени ее ноги проползла гадюка. Нога стала чесаться, потом опухла. К вечеру по всему телу пошли волдыри, как будто исстегали крапивой, и все тело чесалось. Мать девушки привела бабку, она воды наговорила, вымыла тело, и сразу все прошло, будто ничего и не было, даже не чесалось." Другое сообщение, записанное в г.Белеве рассказывает о похожих действиях, но содержит иные интересные сведения: "На Коноплинской бабка жила, не то чтобы колдунья, но вот перед тем как покойника в гроб класть она приходила и сначала сама ложилась и только потом говорила: "Можете класть". А еще она собирала завязки, покойнику, когда он лежал, руки и ноги связывали, она придет, развяжет и заберет. Вот не знаю, зачем-то ей это было надо. Колдовала она, что ли? Она ходила, умывала. Позовут ее, младенца умоет. Коров умывала. Испортят корову - молока не дает. Она придет, умоет с молитвою." И здесь мы видим водолечение с молитвой, и бабку эту не считали колдуньей, точнее "не то чтобы колдуньей". В заключение хотелось бы ответить на вопрос, который вероятно возникает у многих читателей - верит ли сам собиратель в колдовство и в возможность его использования? Любой этнограф сталкивался с подобным вопросом и пытался найти для себя ответ. Несомненна вера в колдовство людей рассказывающих эти истории, однако сомнение всегда должно присутствовать у любого уважающего себя исследователя. Автор данной статьи не принимает все рассказы на веру, но и не пытается их отрицать, доверяя последнее слово науке. Пока физика не разобралась с возможностью и вероятностью существования колдовства, но это не значит, что его нет. Полтора века назад ученые ничего не знали о радиации, три века назад об электричестве, но это было. Можно сто раз заявить, что не веришь в электричество, но при этом не стоит совать пальцы в розетку. Точно так же не стоит заявлять о том, что какая-то сила тебе подчинена, человечество думало, что подчинило себе атом, а трагедия в Чернобыле доказала обратное. Поэтому можно не верить в колдовство, но при этом не следует пытаться доказать это, отвесив пинка колдуну. И, соответственно, если верить в колдовство, то не прибегать к попыткам подчинить себе колдовские силы. Надеюсь, кому-нибудь пригодится этот практический совет и у него пропадет желание заняться спиритизмом, магией или чем-либо подобным.
В.Ю.Егоров (студент исторического фак-та ТулГПУ) |