Следущая страница
Село Николо-Гостунское с его древностями
(из материалов чтений в Императорском обществе истории
и древностей Российских при Московском университете, 1861 г.)

Еще в 1840-х годах, при чтении статьи нашего известного археолога И.П.Сахарова о его родном городе Белеве, где он упомянул забытый археологами памятник царя Михаила Федоровича и матери его, инокини Марфы Федоровны - село Николо-Гостунское (ныне Николо-Гастунь, РБ), во мне родилось желание посетить Гостунь. Но по пословице: "Человек располагает, а Бог определяет", лишь в нынешнем 1861 году, 5 мая, удалось исполнить давнее мое намерение.

Простояв около четверти часа на берегу Оки, в ожидании пока подали с того берега расшиву, я имел довольно времени полюбоваться красивым местоположением села, привольно раскинувшегося на правом нагорном берегу красавицы Оки. С правой и с левой сторон села, как два крыла, виднелся сосновый лес, а в центре самого селения выстроился храм во имя Святителя Николая, с шатровою колокольней.

Переехав на Гостунский берег, и оставив заботу о переправе лошадей на пароме своему вознице, я в сопровождении одного из перевозчиков направился к храму.

По дороге мой проводник успел рассказать мне, что у них строятся балаганы к имеющей быть 9 числа, в день праздника перенесения мощей Св. Николая ярмарке; что старая теплая церковь по ветхости недавно разобрана, и будет строиться новая; что старинные каменные ворота (означающие крайнюю границу церковной земли с запада) тоже починяются, и, наконец, что батюшка их, отец Стефан, человек хороший, в чем я скоро убедился и сам.

Итак, вот он, думал я, смотря на храм Св. Николая, этот забытый, по словам И.П.Сахарова, археологический памятник времен Михаила Федоровича и его матери, великой инокини, Марфы Ивановны, и почти первым моим вопросом, после знакомства с отцом Протоиереем Стефаном, было: "Когда построен храм?" - "Положительно не известно, - ответил он, - но местное предание относит построение его ко времени царя Ивана Васильевича Грозного". - "А бывший теплый храм кем построен?", вопросил я у отца Стефана, и получил в ответ: "Первоначально теплая церковь была построена коштом матери Михаила Федоровича, великой инокини Марфы Ивановны, а каменная, недавно разобранная по ветхости, как можно с достоверностью полагать, построена ея сыном Михаилом Федоровичем, или внуком, Алексеем Михайловичем". В выписи из Белевских писцовых книг 136, 137 и 138 (1628 и 30 годов) значится: "В Белевском уезде соборная церковь каменная великого Чудотворца Николы, да церковь теплая Преподобных отец Афанасия и Кирилла Александрийских и Преподобного отца Онуфрия Великого древяна клецки, а строил тое церковь Никольский протопоп Андрей Артемьев, по приказу великия государыни инокини Марфы Ивановны, ея Великия Государыни казною; а в церкви образа и свечи и книги и ризы и все церковное строение великия государыни инокини Марфы Ивановны". Несмотря на уверения отца Стефана, что в сломанной церкви не было ничего деревянного, кроме стен, я не мог не сожалеть, что не пришлось взглянуть самому на этот памятник времен Михаила Федоровича и, в утешение себе, поспешил осмотреть счастливо переживший его памятник царя Ивана Грозного, собор Никольский, радуясь мысленно, что найду здесь древности, "забытые археологами".

Храм этот, по своей Византийско-Русской архитектуре, походит на многие древние храмы XV и XVI столетий. Квадрат его с двух сторон (с северной и южной) разделен лопатками на четыре части; соединение лопаток образует внизу три арки, выемки между коими, очевидно, были назначены для священных изображений; под карнизом тянется вокруг всего здания широкой пояс или платбант с сухариками, зубчиками и поясками. Кровля железная на четыре ската, увенчана пятью сердцевидными главами на трибунах; осьмиконечные кресты имеют у подножия полулуния и прикреплены к главам церкви. Окна в два света, по четыре на каждую из двух сторон (северную и южную): верхние узкие и длинные, а нижние, по обеим сторонам боковых дверей, почти квадратные; те и другие с дугообразными перемычками и такими же сандриками и с колонками по сторонам.

По вступлении в трапезу, отец Стефан объявил мне, что она построена в начале текущего столетия (в 1805 г.). В иконостасе, пристроенном к стене, отделяющей трапезу от настоящей церкви, помещена одна из трех икон Св. Николая, большого размера, не старого, но довольно искусного письма (без оклада); на полях изображены чудеса его.

Настоящая церковь во имя Св. Николая: в ее-то иконостасе, против правого клироса, в особом киоте, помещается явленная икона Чудотворца Святителя Николая, собственно так называемая Гостунская. Местное предание, относя явление иконы Святителя Николая к глубокой древности, говорит о нем двояко: по словам одних, икона эта явилась первоначально на речке Гостунке, протекающей близ деревни и Мощен, не в дальнем расстоянии от села Николо-Гостуни, где будто бы и была первоначально деревянная церковь, построенная по сему случаю; а другое повествует, что икона эта явилась на озере, находящемся близ теперешней церкви (на восточной стороне), близ усадьбы священнослужителей. Икона эта была столько известна в древние имена по причине истекавших от нее с верою приходящим чудес, что великий князь Василий Иванович, в начале своего царствования, пожелал перенести ее в царствующий град Москву, где построил с сею целью каменную церковь в Кремле. Известие это записано современными летописцами. В документах бывшего Московского Николо-Гостунского Собора, оно читается так:

"Лета 7014 (1506), повелением великого князя Василия Иоанновича всея России, в граде Москве заложиша церковь кирпичную святаго и великаго Чудотворца Николая Гостунского, идеже стояла церковь деревянная старая Николая Чудотворца, по реклу Николая Льняного, и совершиша тоя церковь кирпичную в девятую неделю 7015 года, октомврия, в 1 день, а освящена бысть церковь святая во имя великого Чудотворца Николая во граде Москве преосвященным Симоном, митрополитом Московским и всея России, в царство благочестивого и христолюбивого великого князя Василия Ивановича всея России, в первое лето государства его, и постави князь великий Василий Иванович в ту церковь икону святого и великого Чудотворца Николая Гостунского, которая перенесена с Гостунки речки, и украсив ю камением драгим, от нея же много исцеления тогда быша, и бывают и доныне с верою приходящим".

Одно из этих чудес записано летописцами по следующему частному случаю. "В царствование Иоанна Васильевича Грозного, в 1553 году, когда объявилась на Москве ересь Матюшки Семенова, сына Башкина и его единомышленников, бывшего иегумена Троицкого Артемия и Перфила Малого в Савашах и иных. Царь же великий и митрополит сыскали про них и от них услышали, что всех чудотворцев, верующих во Христа и чудеса творящих похулили, а правила все церковные и Соборы в басни вменяли и осудиша их неисходимыми быти, да не сеют злобы своея роду человеческому, и утвердиша истинный закон христианский, изъясня Святым Евангелием и Апостолом правила Св. Апостол, а прелестных посрамиша. И в которое время у митрополита (Макария) истязалися с Перфилом о чудотворцах, еже глаголют святого Николу проста мужа, и в то время Никола Гостунский Чудотворец в храме своем у своего образа простил (т.е. исцелил) сына боярского, расслабленного руками и ногами, тулянина Григория Сухотина, на молебне во един час стал здрав, яко же ничем невредим, и приде протопоп Никольский Аммос, и того Григория прощенного привел к митрополиту на Собор, и уведав все от самого прощенного чудо, сбывшееся Богом и Его Угодником, и прославиша Бога, истинного Христа нашего, и Угодника Его Николу, иже не оставляет рабов своих, уповающих на Бога, и богохульных еретиков зле посрамиша".

Это случилось в 1553 году, а через два года (как записано там же), т.е. "в 1555 году, месяца октября в 7-й день, после возвращения из Казанского похода, священа бысть Церковь великого Чудотворца Николая Гостунского того же ради, что подписаша ю и украсиша всякими потребами церковными, а священа бысть Макарием, митрополитом всея России. Бе же на освящении ту благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, и с братом своим князем Юрием, и с боляры и множеством народа".

Московский Гостунский храм был издревле предметом особого благоговения невест и женихов русских: отцы и матери приходили сюда с дочерьми своими после сговора и, по совершении молебствия перед иконою Чудотворца, записывали имена невесты и жениха в книгу, хранившуюся под названием Синодика в церкви, как бы поручая через то новообрученных ходатайству и заступлению великого Угодника. При этой церкви, в конце XVI века, был дьяконом Иван Федоров, первый московский типографщик.

Выше было замечено, что местное предание относит построение и ныне существующего в селе Николо-Гостуни собора ко временам Ивана Васильевича Грозного. Нет ничего неправдоподобного предположить, что храм обратил на себя внимание царя в одну из его поездок по своей отчине (опричнине). В синодике упраздненного Перемышльского Успенского Шаровкина монастыря записано, что он ездил в Белев (к уезду которого тогда принадлежало село Николо-Гостунское) в 7053 (1564) году, а на престольный крест (о котором будет упомянуто ниже), относящийся по надписям к 1562 году, подтверждает предположение, что собор села Николо-Гостунского построен именно в 1560 году.

Местная храмовая, также знаменоносная, икона сельского Николо-Гостунского собора мерою в длину 1 аршин 12 вершков, написана на липовой доске древним греческим пошибом. Лик чудотворца выразителен и величественен. Жители села Гостуни, по взятии в Москву их родной святыни, перенесли чествование свое оной иконы на другую икону того же святителя, бывшую в их храме. Икона эта носит на себе признаки глубокой древности, а письмо лучше Московской [исправлено и учетом приведенной ниже поправки]. На иконе сребро-позлащенная чеканная риза с травами. Надпись в клейме: "Сделана сия риза 1769 года месяца генваря в Белевской уезд, в Собор Николая Чудотворца Гостунского, при Протопопе Алексеи Андрееве"; весу серебра 20 фунтов, 32 золотника; венец с короною низан жемчугом средним и мелким по фольге и убран простыми разноцветными камушками. На полях, по сторонам, изображены вверху Спаситель и Божия Матерь, ниже Богоотцы Иоаким и Анна.

[Примечание: Ф.Рычин в Путеводителе по Московской святыне, Изд.5. - М., 1890 г., о перенесенной в 1506 г. в московский Кремль иконе Николая Гостунского писал: "Здесь есть великий свидетель всей прежней и нынешней славы Чудотворца в Кремле - его чудотворный образ "Гостунский". Он представляет нам Святителя в полроста, с деяниями его по сторонам, в сребро-золоченой ризе, украшенной разноцветными камушками".]

Ризу (к местной храмовой иконе, РБ) делал калужский серебрянник И.М.Золотарев, в последствии известный богач. Рассказ о бывшем с ним при этом событии, характеризует достаточно ту эпоху. Я слышал его от Козельского протопопа В.О.Сахарова, племянника бывшего Гостунского протоиерея Алексея Андреева, при котором сделана риза на икону Святителя. Дорога, идущая через Гостунь в Лихвин, еще в половине прошедшего столетия, была небезопасна: в ней гнездилась шайка разбойников, и если редко убивали, то весьма нередко обирали проезжих. Дело было в 1763 году, разбойники, узнав, что калужскому серебряннику И.М.Золотареву заказана риза на Гостунскую икону Св. Николая, сколько дано ему задатку, и сколько по счету следует получить денег, и когда именно будет возвращаться из Гостуни, остановили Золотарева в упомянутом лесу, отобрали деньги и накрепко запретили ему, под угрозой преследования и смерти, сказывать кому либо о сем происшествии, а в особенности помещику ближнего села Кипети, через которое пролегает дорога в Калугу. Эта предосторожность основана была на известном им усердии владельца села Кипети к Гостунскому собору и его протоиерею Алексею Андрееву, которого все крестьяне села Гостуни и окрестных деревень уважали и боялись, как недавнего своего владельца и строгого карателя зла (ибо Гостунь и несколько окрестных деревень до 1764 года принадлежали к собору). Но Золотарев добрался до Кипети, рассказал о случившемся с ним тамошнему помещику и тот немедленно под конвоем препроводил его обратно в Гостунь к отцу протоиерею. Начались негласные розыски, велено было задерживать всех подозрительных людей. Однажды, когда народ находился в поле, заметили неизвестного человека, пробиравшегося стороною из леса. Условившись между собою, крестьяне составили род облавы, и тем отрезав доброму молодцу дорогу к лесу, успели схватить его. К судам и тогда не любили обращаться без крайней необходимости, а потому начали дело с домашнего дознания, состоявшего в том, что пойманному придорожнику окрутили вокруг головы бичевку и начали стягивать ее, побуждая сказать "сущую правду" о его товарищах. Таким домашним средством скоро дознались, что он точно принадлежит к шайке разбойников, укрывавшихся в ближайшем лесу, что их более 50 человек, что они ограбили И.М.Золотарева. В заключение разбойник, под угрозой смерти, обещал молча довести крестьян до самого притона своих товарищей. Под предводительством самого отца протоиерея, крестьяне, следуя по указанию связанного разбойника, добрались до страшного и глубокого лесного оврага и сквозь чащу леса заметили в нем огоньки. Когда стали окружать притон, разбойники всполошились, однако успели переловить до 30 человек, остальные разбежались. Удачный поиск был приписан особому заступлению Святителя и Чудотворца Николая. Пойманные были преданы в руки правосудия, и грабительства в Гостунском лесу с тех пор прекратились. Сыщики и все участвовавшие в этом похождении были награждены богатой добычею, найденной в лесном притоне. Между жителями села Гостуни и доселе сохранилась память о бесстрашном и строгом протоиерее Алексее Андрееве, а сам рассказчик этого события в малолетстве видел у своего дяди часть отобранных в то время у разбойников бердышей.

Иконостас настоящей церкви, столярной работы XVIII столетия, по белому полю украшен позлащеной резьбой; остальные местные иконы Спасителя, Федоровской Божией матери и Св. Троицы в серебрянных окладах (риза на сию икону сделана из привесов с добавкою серебра и платою за работу помещика Белевского уезда сельца Иванова П.Д.Кавелина). За левым клиросом, на особом апалое, поставлена другая, также месточтимая, икона Св. Николая Чудотворца, писана на липовой доске длиною 10, шириною 7,5 вершков, старого русского письма на празелени. По преданию, она была походной иконою царя и великого князя Ивана Васильевича, и пожалована им в сию церковь в память победы, одержанной на сем месте над литовцами. На полях сей иконы изображены, на правой стороне: Святители Василий Великий и Григорий Богослов; на левой: Иоанн Предтеча и Иоанн Златоуст, вверху: Апостол Петр, Великомученник Георгий, Пресвятая Троица, Великомученник Дмитрий, Апостол Павел; внизу: Великомученник Никита, Мученник Мина, Апостол Иаков, Преподобномученнница Евдокия, Святитель Кирилл Александрийский, Святитель Леонтий и Св. Андроник. Икона обложена сребропозлащенным окладом, закрывающим лишь поля между изображениями. На створцах (дверцах), которые, судя по письму, приделаны позже, изображены некоторые черты из жития Святителя Николая и пять святых лиц: Благоверные князья Борис и Глеб, Св. Мученица Мария, Св. Мученик Федор, Св. Федор Стратилат и Пр. Ксения. Это, очевидно, изображения ангелов семейства Бориса Федоровича Годунова, почему и можно с достоверностью предположить, что створцы, также обложенные по просветам и полям окладами, пожертвованы сим государем. При обеих сих иконах было не мало привесов, кои в разные времена употреблены на оклады местных икон. В числе этих привесов были три деревянных резных креста, шесть каменных и один стеклянный, обделанные серебром, которые в 1814 году были представлены к бывшему тогда архиерею Преосвященному Евгению Калужскому и Боровскому, но обратно в церковь не поступали.

Крест напрестольный осьмиконечный русского дела, из липового дерева, обложенный серебром; лицевая сторона вызолочена; к ней прикреплено серебряное, литое с позолотою распятие; вверху оного нерукотворный образ и два херувима литые, обращенные к распятию; по сторонам распятия предстоящие Божия Матерь и Иоанн Богослов, а внизу Святитель и Чудотворец Николай. На концах креста вделаны в гнездах семь разноцветных камней (достоканов); как лицевая, так и задняя сторона исписаны, первая рельефными, а вторая резными в глубь славянскими надписями, заключающими в себе разные тропари и церковные песни в похвалу честному и животворящему Кресту Господню. В конце надписи, с задней стороны, находятся слова, означающие время построения сего креста: "Сие древо, честный крест, сделан лета 7070 (1562) года мая в 1 день, при царе государе великом князе Иоанне Васильевиче всея России, при Владимирском, при Московском, и Новогородском, и Псковском, Тверском, и Смоленском, и Югорском, и Болгарском, и при благоверных царевичах князе Иване и Федоре, и при благоверных князьях Георгии и Владимире, при Преосвященном архиепископе митрополите Макарии Московском и всея России, и Тимофее Сарском и Подонском, и позволением и замышлением Священных иереев Святаго Николы Гостунского попа Афонасия Петровича и попа Филимона и дьякона…"

Сосуды служебные серебряные, местами позлащенные, весом в 2 фунта; на поддоне надпись: "Повелением благоверныя государыни царицы великой княгини Евдокии Лукьяновны сделаны сии сосуды; дала по дщери благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне в Белевский уезд, к церкви Чудотворца Николая Гостунского, лета 7150 (1642 г.)".

Ковш для теплоты серебряный, внутри позолоченный, весом в 56 золотников; на нем надпись по краям: "Повелением великого государя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца, сделана сия чарка в соборную церковь Николая Чудотворца Гостунского, что в Белевском уезде, в лето 7177 (1669 г.) сентября в 1 день".

Евангелие напрестольное листовое, московской печати 1681 года. Верхняя доска обложена вся сребро-позлащеным окладом. На средине укреплено сребро-позлащенное изображение Воскресения Христова, а по углам Евангелисты с их символическими знаками. На задней доске наугольники сребро-позлащеные без жуков. Застежки литые с изображением херувимов. Кругом доски сделана резными словами следующая надпись: "Лета 7193 года (1685) генваря в 28 день, при державе великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, и при святейшем Иоакиме патриархе Московском и всея России, и преосвященном Варсонофии митрополите Сарском и Подонском, построено сие Евангелие в Белевской уезд, в соборную церковь Николая Чудотворца Гостунского, из мелких мирских прикладов, тоя ж соборныя церкви от Чудотворного образа Николая Чудотворца; а строил сие Евангелие николаевский протопоп Иоанн Федоров с братиею, по благословению преосвященного Варсонофия митрополита Сарского и Подонского".

В церкви, как видно из одного документа, принадлежащего к 1814 году, хранились прежде три старых антиминса с следующими надписями: 1) "Освятится олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви лета 7177 (1669), месяца мая в 4-й день, при благоверном государе царе и великом князе Алексеи Михайловиче всей Великия и Малыя и Белыя России, и при великом господине Святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея России, и при митрополите Павле Сарском и Подонском". 2) "Освятится олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви лета 7178 (1670), месяца ноемврия в 14-й день, при благоверном государе царе и великом князе Алексеи Михайловиче всей Великия и Малыя и Белыя России, и при великом господине Святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея России, и при митрополите Павле Сарском и Подонском". 3) "Сей антиминс, си есть трапеза священная на приношение бескровныя жертвы в Божественной литургии, освятится благодатию пресвятого и животворящего Духа, сего ради иметь власть священнодействовали во храме Николая Чудотворца, повелением благочестивейшия, самодержавнейшия, великия государыни нашей императрицы Елизаветы Петровны всея России и благословением святейшего правитильствующего Синода; священнодействован преосвященным Платоном епископом Сарским и Подонским, лета мироздания 7250, от рождества Христова 1742, индикта (не показано), месяца (не показано) в день (не показано)".

Книг богослужебных древних нет, а есть Синодик XVII столетия в листах, писан полууставом. В общим поминовении упоминаются между прочим: иже побиты от татар и от литвы и от немец и от всяких язык иноверных, побитых православных христиан, частные роды: 1) Род старицы Марфы Ивановны (матери царя Михаила Федоровича), царицы Марии, царевны Пелагеи, царевны Софьи, царевны Евдокии, царевны Марфы, монахини Марфы; 2) Род именитых господ баронов Строгоновых; 3) Род князей Юрия Юрьевича и князя Ивана Юрьевича Трубецких; 4) Князя Ивана Андреевича Львова; 5) Майора Афонасия Никитовича Юшкова; 6) Князя Волконского; 7) Стольника Петра Ивановича Воейкова; 8) Заводчицы Пелагеи Ивановны дочери Истомина; 9) Москвитина кузнецкого человека Кудашевской слободы Ивана Дмитриевича Мамонтова; 10) Николаевского священника Василия Дмитриева; 11) Села Дединова крестьянина Шустова; 12) Род Николаевского попа Федора Алексеева; 13) Федора Дементьевича Воейкова; 14) Род Григория Сафонова; 15) Род Артемия Осиповича Тевяшевых; 16) Род Сомовых, что в селе Князищеве; 17) Род Василия Желябужского; 18) Федора Щепотева; 19) Дмитрия Полонского; 20 Села Сныхово Кондыревых; 21) Наума Никифоровича Мельгунова; 22) Андрея Аристова; 23) Дьяка Андрея Галкина; 24) Никиты Готовцева; 25) Симеона Сухотина; 26) Никиты Готовцева; 27) Спафарьева; 28) Род Зыбиных; 29) Афанасия Ивановича Левшина; 30) Род Григория Матфеевича Киреевского; 31) Некраса Лавровича Киреевского; 32) Князя Юрия Михайловича Сонцева; 33) Княгини Ульяны Васильевны Троекуровой и Прозоровской; 34) Ивана Ивановича Чичерина; 35) Стольника ... Прокофьевича Щербачева и некоторых других.

Бывшую теплую церковь, как выше было замечено, сломали незадолго до моего приезда. Я застал уже как рыли рвы для закладки фундамента новой. На вопрос мой у работников, не попадалось ли им в земле старых монет, один ответил: "В кабаке равно принимают старые и новые". А дьячек принес старую копейку 1756 года, но как это не составляет особой редкости, то я и возвратил ему оную обратно.

Колокольня, к которой примыкала теплая церковь, стоит пока одиноко: низ ее квадратный; второй этаж, где помещаются колокола, осьмерик с пролетами, накрыт шатровым верхом с голосниками.

Кругом церкви ограды нет, но на западной стороне целы каменные тяжелые ворота, показывающие предел церковной земли, они тоже починяются и будет строиться ограда. На восточной стороне домики и усадьбы священника и церковнослужителей, тут же небольшое озеро, на котором, по преданию, явилась икона Святителя Николая. 9 мая издревле бывает довольное стечение богомольцев к празднику Святителя и около церкви устраивается ярмарка, на которую приезжают местные купцы (краснорядцы) из Белева и Лихвина, а окрестные помещики и крестьяне присылают и приводят лошадей. Торговые балаганы строятся на церковный счет и поземельные деньги поступают в церковную сумму.

Из всего сказанного видно, что собор Николо-Гостунский в настоящем своем виде служит более памятником времен царя Ивана Васильевича Грозного, нежели Михаила Федоровича Романова. Осмотрев все, в нем заключающееся самым тщательным образом, надеемся, что после нашего описания уже не будет никому повода сказать, что этот памятник "забытый археологами".

Иеромонах Леонид Кавелин

 

Вверх
Следущая страница
Hosted by uCoz